Конкурентоспособность

Сен 03, 2012

С переходом к рыночным отношениям особенно важного значения приобретает конкуренция товаропроизводителей на рынках товаров и услуг. Целиком закономерно, что в таких условиях возрастают требования к формированию высокого уровня конкурентоспособности товаропроизводителей и отдельных видов продукции. Но сознательные действия в этом направлении возможные лишь при условии четкого выяснения экономической. В научных работах ученых-экономистов и в практических рекомендациях освещено разные методические подходы к оцениванию конкурентоспособности продукции. Однако существуют вопросы в этой сфере, которые нуждаются в дальнейшем исследовании и изучении.

Вопрос сущности конкурентоспособности сравнительно недавно привлекло пыльное внимание научных работников и в практике хозяйствования. Переход к рыночным отношениям стимулировал активизацию интереса к теоретическим и практическим проблемам рынка, в частности к проблемам анализа, оценивание и управление конкурентоспособностью предприятий.  Существует ряд определений понятия конкурентоспособности: на макроэкономическом уровне –  конкурентоспособность страны, на микроэкономическом –  конкурентоспособность области, отдельного товаропроизводителя или продукции . Конкурентоспособность продукции– это характеристика продукции, которая отображает ее отличие от товара-конкурента как степенью соответствия определенной общественной потребности, так и затратами на ее удовлетворение.

Уровень конкуренции определяется, с одной стороны, соотношением количества продавцов и покупателей определенного вида продукции, с другого – соответствием предложения и спроса на эту продукцию, ценой на ее себестоимость. Чем больше предложение превышает спрос, тем высший уровень конкуренции, который формируется на рынке в определенный момент времени, это сопровождается снижением цен продажи соответствующего товара и его себестоимости. Объем реализации продукции не является показателем конкурентоспособности – она является следствием конкурентной борьбы,  а также может быть показателем конкурентоспособности предприятия. Итак, конкурентоспособность продукции должна отражать не только качественные и затратные характеристики продукции, а и возможность реализации ее сформированного уровня конкурентной борьбы. Минимально необходимым условием достижения этой цели есть безубыточная продажа продукции.

Поскольку объем продажи изделий может довольно существенным образом меняться даже на протяжении одного года  можно предположить,  что достижение безубыточной продажи продукции будет зависеть от срока ее реализации,  итак, одна и та же продукция может дать производителю прибыли или быть убыточной. В случае убыточности от реализации продукции не обеспечиваются необходимые условия хотя бы для простого воспроизведения производства этого вида продукции, и продукция должна быть признана неконкурентоспособной. Если же от реализации продукции производитель сможет получить прибыль, то в таком случае будут обеспечиваться необходимые условия для простого, а возможно, и для расширенного воспроизведения производства,  которое дает основания к выводу о конкурентоспособности продукции.
Одна и та же продукция может быть конкурентоспособной или неконкурентоспособной в разные периоды времени или на разных рынках. Поэтому определяя экономическое содержание и фактора формирования конкурентоспособности продукции,  необходимо учитывать не только качественные характеристики этой продукции, ее соответствие спроса и затраты на производство. Учитывая эти параметры, можно повысить или снизить конкурентоспособность произведенной продукции. Итак, в общем понимании,  конкурентоспособность продукции – это свойство продукции, которая отображает возможности ее успешной продажи на определенном рынке за определенный период времени. ЕЕ определение есть необходимым для эффективной деятельности и прибыльности предприятий. Уровень конкурентоспособности продукции определяется различием между аналогичной продукцией конкурентов за степенью соответствия определенной общественной потребности и затратами на ее удовлетворение.