Зачет встречных требований в хозяйственном и арбитражном процессе
Зачет (или зачисление) встречных однородных требований контрагентов есть одним из наиболее распространенных средств урегулирования сторонами взаимных претензий. Возможность осуществить зачисление обязательств на любой стадии их существования (даже после нарушения исполнительного проведения) всегда оставляет сторонам шанс самостоятельно уладить конфликтные вопросы и тем самым наполняет смыслом принципы свободы договора и автономии воли сторон. Однако срабатывает ли этот принцип на практике? Как выяснилось, зачисление взаимных требований в пределах арбитражного процесса проблематичны.
Однако зачисление может осуществляться по согласию обеих сторон путем подписания ими договора (соглашения) о зачислении встречных однородных требований. Соответственно, зачисления полагает содеянным из даты подписания заявления одной стороной или договора (соглашения) – обеими. Итак, имеем четкую правовую норму, которая дает сторонам право осуществить зачет, в том числе путем представления одностороннего заявления о зачислении встречных требований.
Следует отметить, что в практике судов общей юрисдикции вышеназванную правовую норму применяют довольно широко. Контрагенты, которые желают урегулировать спорные вопросы путем зачисления, вообще не должны иметь проблем с решением вопроса судами общей юрисдикции. Так, закон и практика хозяйственных судов позволяют стороне осуществить зачисление как в процессе судебного разбирательства дела ( в таком случае заявление о зачислении должна иметь письменную форму и быть адресованная истцу, а ее копия и доказательства посылки истцу или получение последним сторона должна подать в хозяйственного суда), так и на стадии выполнения судебного решения. Судебные решения подтверждают, что Закон « Об исполнительном проведении» не содержит запрета относительно возможности зачисления встречных требований на стадии исполнительного проведения, и нарушение исполнительного проведения не является препятствием для прекращения обязательства путем зачисления. Следует заметить, что на практике неодиночные случаи отказа государственных исполнителей в зачислении встречных однородных требований на стадии выполнения судебного решения со ссылкой на то, что такой образ выполнения, как зачисление встречного требования, прямо не указанный в Законе « Об исполнительном проведении» и в Инструкции о проводке исполнительных действий.