Коммуникация “власть-общество”

Дек 05, 2012

, Пенсии: системы распределения, накопительные системы

Коммуникационные  отношения власти и общества на сегодня один из аспектов общей проблематики социальных коммуникаций, понятие о которых есть намного более широким, ведь как область науки социальные коммуникации охватывают семь научных специальностей: это и библиотечное и книговедческое дела, журналистика, издательское дело и редактирования, и прикладные социально-коммуникационные технологии, и социальная информатика, документалистика.

, Пенсии: системы распределения, накопительные системыСегодня акцентируем внимание именно на взаимоотношениях власти и общества.
Ученные настаивает на том, чтобы мы корректно употребляли слова «коммуникационный» и «коммуникативный», «информационный» и «информативный». Дело в том, что где-то до 2007 года эти синонимы уживались произвольно. Как правильно говорить: «коммуникационная» или «коммуникативная» политика?
Для сравнения рассмотрим слово «информативный». Это средство, которое способно информировать, нести информацию. «Информативные средства» − это средства, которые информируют. «Информационные средства» − это средства, которые имеют отношение к информации, к информационной деятельности. И если сказать, например, «информативная политика», имеется в виду политика, которая будто сама информирует, другими словами, несет информацию. А это уже сфера переносных смыслов. Поэтому правильно говорить «информационная политика», то есть политика, которая имеет отношение к информационной деятельности.

Такая же разница между словами «коммуникационный» и «коммуникативный», потому что они построены одной и той же словообразовательной моделью, что и слова «информационный» и «информативный». То есть, «коммуникативная политика» − это политика, которая будто способна общаться, устанавливать взаимосвязи с кем-то.
В сущности, когда мы говорим о социальных коммуникациях, имеем во внимании разные виды информационного взаимодействия в обществе с помощью определенных каналов и средств связи между социальными институтами и потребителями социальной информации в условиях высокотехнологического информационного производства, которые в зависимости от цели, задач и характера взаимодействия создают разные виды коммуникации. Последняя имеет организованный и стратегический характер и формирует единую общественную коммуникационную систему, которая функционирует согласно законам общения.  Самое главное в понимании социальных коммуникаций − именно институтализация связей между субъектами общения.

Любое общение имеет несколько уровней. Первый − это социально-ролевой, когда общение происходит между публичными социальными ролями ( скажем, между двумя президентами), и тогда за этой коммуникацией стоят целые учреждения.
Следующим может быть социально групповой уровень, когда общение происходит между определенными социальными группами.

, Пенсии: системы распределения, накопительные системы

Но мы не должны забывать: есть еще один, естественный, уровень для людей − это массовое общение. То есть, когда речь идет о том, что тот, кто инициирует процесс общения, является субъектом, а тот, кто потребляет информацию, − объектом.
Это так называемый субъектно-объектный подход в науке об общении. И тоталитарные системы, тоталитарный вид общения, фактически и держатся на этой субъектно-объектной связи. Такая форма массового общения называется классической.

Поэтому любой закон, который регулирует коммуникационное отношения в государстве, должен предусматривать существование определенных общественных структур, которые и обеспечат социальное общение. Если этого не учесть, все разговоры относительно прозрачности, открытости останутся просто лозунгом. Власть может пропагандировать то, что она прозрачна и открыта, но если общество не будет институтализированно , ничего из той прозрачности и открытости не выйдет, потому что, согласно законам теории массового общения, если общество не занимается деятельностью, не думает, оно не может принимать решение.

, Пенсии: системы распределения, накопительные системы

Нужен ли при таком подходе общественный контроль?
Обязательно при власти должны работать мониторинговая служба: центр, который отслеживает то, как общество реагирует на определенные посылы, сообщение, фразы, высказывание. В этом контексте нужно поднять вопросы о работе учреждений на технологическое опережение, потому что какую бы технологию мы не придумывали, все равно субъект коммуникации, которая инициирует процесс общения, будет искать пути достижения своих целей. А коммуникационные цели состоят в том, что тот, с кем ты общаешься, сделал бы так, как ты того хочешь.