Коммуникация “власть-общество”

Дек 05, 2012

Коммуникационные  отношения власти и общества на сегодня один из аспектов общей проблематики социальных коммуникаций, понятие о которых есть намного более широким, ведь как область науки социальные коммуникации охватывают семь научных специальностей: это и библиотечное и книговедческое дела, журналистика, издательское дело и редактирования, и прикладные социально-коммуникационные технологии, и социальная информатика, документалистика.

Сегодня акцентируем внимание именно на взаимоотношениях власти и общества.
Ученные настаивает на том, чтобы мы корректно употребляли слова «коммуникационный» и «коммуникативный», «информационный» и «информативный». Дело в том, что где-то до 2007 года эти синонимы уживались произвольно. Как правильно говорить: «коммуникационная» или «коммуникативная» политика?
Для сравнения рассмотрим слово «информативный». Это средство, которое способно информировать, нести информацию. «Информативные средства» − это средства, которые информируют. «Информационные средства» − это средства, которые имеют отношение к информации, к информационной деятельности. И если сказать, например, «информативная политика», имеется в виду политика, которая будто сама информирует, другими словами, несет информацию. А это уже сфера переносных смыслов. Поэтому правильно говорить «информационная политика», то есть политика, которая имеет отношение к информационной деятельности.

Такая же разница между словами «коммуникационный» и «коммуникативный», потому что они построены одной и той же словообразовательной моделью, что и слова «информационный» и «информативный». То есть, «коммуникативная политика» − это политика, которая будто способна общаться, устанавливать взаимосвязи с кем-то.
В сущности, когда мы говорим о социальных коммуникациях, имеем во внимании разные виды информационного взаимодействия в обществе с помощью определенных каналов и средств связи между социальными институтами и потребителями социальной информации в условиях высокотехнологического информационного производства, которые в зависимости от цели, задач и характера взаимодействия создают разные виды коммуникации. Последняя имеет организованный и стратегический характер и формирует единую общественную коммуникационную систему, которая функционирует согласно законам общения.  Самое главное в понимании социальных коммуникаций − именно институтализация связей между субъектами общения.

Любое общение имеет несколько уровней. Первый − это социально-ролевой, когда общение происходит между публичными социальными ролями ( скажем, между двумя президентами), и тогда за этой коммуникацией стоят целые учреждения.
Следующим может быть социально групповой уровень, когда общение происходит между определенными социальными группами.

Но мы не должны забывать: есть еще один, естественный, уровень для людей − это массовое общение. То есть, когда речь идет о том, что тот, кто инициирует процесс общения, является субъектом, а тот, кто потребляет информацию, − объектом.
Это так называемый субъектно-объектный подход в науке об общении. И тоталитарные системы, тоталитарный вид общения, фактически и держатся на этой субъектно-объектной связи. Такая форма массового общения называется классической.

Поэтому любой закон, который регулирует коммуникационное отношения в государстве, должен предусматривать существование определенных общественных структур, которые и обеспечат социальное общение. Если этого не учесть, все разговоры относительно прозрачности, открытости останутся просто лозунгом. Власть может пропагандировать то, что она прозрачна и открыта, но если общество не будет институтализированно , ничего из той прозрачности и открытости не выйдет, потому что, согласно законам теории массового общения, если общество не занимается деятельностью, не думает, оно не может принимать решение.

Нужен ли при таком подходе общественный контроль?
Обязательно при власти должны работать мониторинговая служба: центр, который отслеживает то, как общество реагирует на определенные посылы, сообщение, фразы, высказывание. В этом контексте нужно поднять вопросы о работе учреждений на технологическое опережение, потому что какую бы технологию мы не придумывали, все равно субъект коммуникации, которая инициирует процесс общения, будет искать пути достижения своих целей. А коммуникационные цели состоят в том, что тот, с кем ты общаешься, сделал бы так, как ты того хочешь.