Понятия инновация

Сен 24, 2012

Сущность категории «инновация» в значительной степени зависит от цели исследования. Относительно содержания этого понятия у отечественных и зарубежных специалистов  существуют два подхода. Согласно одной точкой зрения,  инновация — это творческий  процесс, который охватывает совокупность технических, технологических, производственных,  коммерческих, информационных и других мер, направленных на внедрение  нововведения с целью достижения экономического, социального, технического эффекта и другой выгоды. Согласно позиции узкого подхода, который  ограничивает область инновации научно-техническими  и технологическими вопросами, инновация — это создания новой продукции или ее улучшение, внедрение  нового или усовершенствование существующего производственного процесса на предприятии.
В большинстве современных словарей и справочников понятия «инновация»  трактуется в узком подходе, например: «Инновация — это процесс, в ходе  которого изобретение или открытия приходится к стадии практического применения и  начинает давать экономический эффект, новый толчок научно-технических знаний,  которые обеспечивают рыночный успех» или: «Инновация — это процесс, направленный на создание, производство, развитие и качественное усовершенствование новых видов изделий, технологий, организационных форм».
Оптимальным для практического использования есть подход к  определению инноваций, который учитывает научно-технический и экономический  аспекты. Именно поэтому при осуществлении анализа и организации бухгалтерского учета инноваций  и инновационной деятельности целесообразно использовать обобщенное  современное трактование категории «инновации» как совокупности мер, направленных  на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и  разработок и появление на рынке новой продукции или услуг.

Принимая во внимание разнообразие экономических, организационных и других  условий в инновационной деятельности, каждое внедрение инноваций есть особым и  уникальным. В то же время существует огромное количество классификаций инноваций по  разным признакам.
На практике предприятия широко применяют классификацию инноваций,  разработанную Госкомстатом, принимая во внимание ее лаконичность, понятность  и необходимость использования при составлении статистической отчетности.

Таким образом, различают четыре типа инноваций:  продукт, процесс,  маркетинговый и организационный тип . Инновационную деятельность можно определить как процесс последовательной трансформации идеи (результатов научных исследований и разработок) в новый или коренным образом усовершенствованный продукт,  введенный на рынке или технологический  процесс, организационно-техническое решение, использованное в практической деятельности.

Согласно пособию OSLO, подготовленного Статистическим Офисом Европейских Сообществ и Организацией экономического сотрудничества  и развития (ОЕСР),  инновационная деятельность – это все научные, технологические,  организационные, финансовое и коммерческое действия, которые действительно приводят к практической реализации инноваций или задуманные с этой целью.

Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными по своей сути, другие  не владеют такими характеристиками, однако в равной степени необходимые для  осуществления инноваций. Инновационная деятельность также включает исследование и разработки, которые прямо не связаны с подготовкой конкретной инновации.