Сущность категории «инновация» в значительной степени зависит от цели исследования. Относительно содержания этого понятия у отечественных и зарубежных специалистов существуют два подхода. Согласно одной точкой зрения, инновация — это творческий процесс, который охватывает совокупность технических, технологических, производственных, коммерческих, информационных и других мер, направленных на внедрение нововведения с целью достижения экономического, социального, технического эффекта и другой выгоды. Согласно позиции узкого подхода, который ограничивает область инновации научно-техническими и технологическими вопросами, инновация — это создания новой продукции или ее улучшение, внедрение нового или усовершенствование существующего производственного процесса на предприятии.
В большинстве современных словарей и справочников понятия «инновация» трактуется в узком подходе, например: «Инновация — это процесс, в ходе которого изобретение или открытия приходится к стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новый толчок научно-технических знаний, которые обеспечивают рыночный успех» или: «Инновация — это процесс, направленный на создание, производство, развитие и качественное усовершенствование новых видов изделий, технологий, организационных форм».
Оптимальным для практического использования есть подход к определению инноваций, который учитывает научно-технический и экономический аспекты. Именно поэтому при осуществлении анализа и организации бухгалтерского учета инноваций и инновационной деятельности целесообразно использовать обобщенное современное трактование категории «инновации» как совокупности мер, направленных на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и появление на рынке новой продукции или услуг.
Принимая во внимание разнообразие экономических, организационных и других условий в инновационной деятельности, каждое внедрение инноваций есть особым и уникальным. В то же время существует огромное количество классификаций инноваций по разным признакам.
На практике предприятия широко применяют классификацию инноваций, разработанную Госкомстатом, принимая во внимание ее лаконичность, понятность и необходимость использования при составлении статистической отчетности.
Таким образом, различают четыре типа инноваций: продукт, процесс, маркетинговый и организационный тип . Инновационную деятельность можно определить как процесс последовательной трансформации идеи (результатов научных исследований и разработок) в новый или коренным образом усовершенствованный продукт, введенный на рынке или технологический процесс, организационно-техническое решение, использованное в практической деятельности.
Согласно пособию OSLO, подготовленного Статистическим Офисом Европейских Сообществ и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСР), инновационная деятельность – это все научные, технологические, организационные, финансовое и коммерческое действия, которые действительно приводят к практической реализации инноваций или задуманные с этой целью.
Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными по своей сути, другие не владеют такими характеристиками, однако в равной степени необходимые для осуществления инноваций. Инновационная деятельность также включает исследование и разработки, которые прямо не связаны с подготовкой конкретной инновации.