Обязательство Европейского банка согласно Политике развития ЕС.
ЕИБ весьма настаивает на том, что он главным образом, является банком и его компетенция, в основном, ограничивается финансовыми вопросами. Однако вследствие его кредитной деятельности за границей ЕИБ также начинает отыгрывать все большую роль в политике развития ЕС. Как бы там не было, ЕИБ соглашается, что „наша миссия — содействовать целям Европейского Союза”. Например, в „Программном заявлении о развитии Европейского Сообщества” (European Community Development Policy Statement) говорится, что “политика развития сообщества основывается на принципах постоянного, равноправного, общего развития потенциала человека и общества… Главной целью политики развития Сообщества должно быть уменьшение и, в конце концов, ликвидация бедности. Эти принципы также четко высказаны в двух основных соглашениях, по которым ЕИБ предоставляет займы за пределы Европы.
В африканских странах ЕИБ проводит деятельность согласно соглашению, цель которой включают „преодоление бедности с целью постоянного развития”. Но,в последние годы ЕИБ был впутан в некоторые наиболее дерзкие и разрушительные инфраструктурные проекты в мире. Нефтепровод Чад-Камерун, проект гидротехнических сооружений, плотина Нам Теун ІІ и Западноафриканский газопровод — это лишь несколько из числа противоречивых программ, которые стали возможными благодаря кредитам ЕИБ. Эти проекты вызвали масштабное переселение и обнищание местного населения, колоссальный вред для окружающего среды и минимальную выгоду для местных общин и государств, поскольку значительное большинство прибылей забирается большими западными конгломератами, которые владеют упомянутыми объектами.
Итак, почему ЕИБ настолько склонен поддерживать подобные проекты, которые вызывают огромную социальную и экологическую катастрофу и явным образом не отвечает своим обязательством содействия развития? Часть проблемы состоит в структуре ЕИБ: основные инвестиционные решения ЕИБ принимаются советом директоров сформированного с членов министерства и госдепартамента членов стран ЕС.
Проекты также выдвигаются на рассмотрение ЕИБ в основном через страны-члены ЕС (а также Европейскую комиссию), что часто приводит к популистской политической линии и обмену взаимными любезностями между государствами. При отборе проекта преобладает коэффициент отдачи инвестиций и другие экономические критерии.
Крупные корпорации не обязательно отрицательно относятся к задачам развития. Однако время от времени опыт свидетельствует о том, что они безответственные, стараются максимально увеличить свои прибыли за счет местных общин и окружающего среды, а также склонны смешивать политическую нестабильность и авторитаризм.