За пределами ЕС, выдача кредитов ЕИБ основывается на внешних принципах сотрудничества и развития ЕС. Внешнее кредитования ЕИБ сосредоточенные главным образом на частном секторе и развитии инфраструктуры, поддержке присутствия ЕС вместе с обеспечением прямых иностранных инвестиций и передачи технологий, защите и улучшении состояния окружающей среды.
ЕИБ отличается среди других МФО тем, что является частью инфраструктуры демократических учреждений. ЕИБ также находится в полной собственности 27 стран-членов Европейского Союза. Мандаты, в соответствии с которыми банк производит свою деятельность, предусматривают вопрос, которые представляют интерес для многих граждан ЕС, включая „уменьшение бедности” как часть Котонского соглашения, экологическое постоянство и развитие инфраструктуры (хотя все эти составные весьма часто играют второстепенную роль сравнительно с чрезмерной заинтересованностью ЕИБ развитием частного сектора и безопасностью энергообеспечения). Таким образом, давление со стороны многих заинтересованных сторон, пострадавших людей, которые используют свои демократические права как европейские граждане, может стать полезным для ЕИБ.
Обязательство ЕИБ согласно законодательству ЕС
Европейский инвестиционный банк занимает довольно интересную и неоднозначную правовую позицию. ЕИБ был основан в 1957 году римским соглашением, однако это — не формальное „учреждение” Сообщества наподобие тех, что перечисленные в Статьи 7 Соглашения. Он не называется учреждением с законодательными или право применимыми задачами, а также не формирует политику. Вместо того ЕИБ был создан, как независимый финансовый орган со своей собственной право — субъектной и административной структурой, лишь бы эффективно функционировать в роле финансового учреждения.
Эта независимость означает, что ЕИБ имеет значительную правовую широту. ЕИБ последовательно старался применять большую часть законодательства ЕС в максимально упрощенном и облегченном варианте, так что другие органы ЕС, в частности Европейская комиссия, были вынуждены привлекать ЕИБ к ответственности перед Европейским судом по нескольким вопросам.
ЕИБ не несет никакой юридической ответственности по закону перед людьми, которые пострадали вследствие его решений; они должны обращаться к странам ЕС, которые во многих случаях не желают или даже не в состоянии привлечь к ответственности ЕИБ.
Орхусская конвенция, один из элементов законодательства ЕС, которым подчиняется ЕИБ, дает общественности права доступа к информации, участию в принятии решений и доступ к отправлению правосудия по экологическим вопросам. Однако интересными аспектами Орхсской конвенции есть то, что она про активно: требует от ЕИБ и компаний, которые занимают у него деньги, активно распространять информацию о проектах. Нежелание выполнить эти условия может привести к процессу юридической компенсации.
Стоить заметить что, до этого момента ЕИБ старался всячески не афишировать свою деятельность.