Для того, чтобы достичь современного состояния монетарной интеграции, страны Европы прошли сложный и очень напряженный путь развития валютных систем. Это в свою очередь побуждало к более ускоренной интеграции в Европе, к построения Общего рынка Сообщества, к преодолению преград для перемещения товаров и факторов производства. Надо было взаимно зафиксировать курсы европейских валют, несмотря на сложность к внедрению единой сельскохозяйственной политики (которая оказывала непосредственное влияние на изменения валютных курсов).
Европа все эти вопросы решала комплексно. Но первоочередной целью было создание зоны валютной стабильности в Европе, а дальше движение в направлении Экономического и валютного союза. Заметим, что ЭВС должен был одинаково содействовать как стабильности внутренне экономического уровня цен в странах – участницах ЕС, так и стабилизации валютных курсов между этими странами. Важно и то, что достижение стабильности валютных курсов за счет внутренне экономической стабильности уровня цен отдельных стран исключалось с самого начала. Предпосылкой для большей стабильности валютных курсов было сближение уровней инфляции стран-членов и ожидаемое усиление международной торговли.
Специалисты отмечают, что ЭВС не является системой, которая создана по соглашению или решением, она является скорее переплетением старых и новых решений и соглашений. И самыми важными структурными элементами ЭВС стал ЕКЮ, Европейский фонд валютного сотрудничества, резервная политика во взаимодействии с кредитными механизмами и системой интервенций.
Понятно, что центральным элементом ЭВС была сначала ЕКЮ (которая заменила в 1979 г. Европейскую расчетную единицу), а сейчас есть ЕВРО.
Самой важной чертой, которая отличает их от других искусственных единиц, например СПЗ, есть обеспеченность их эмиссии золото-долларовыми запасами стран-участниц.
Они использовались и используются в частном обороте, в финансовых и банковских операциях, внутренне фирменном обороте ТНК.
Много было произведено постепенных шагов и дальновидных соглашений. Например, Базельское соглашение между главами эмиссионных банков ЕС согласовывала политику регулирования процентов и проводку интервенций ( 1987 г.), что делало общую европейскую валюту более выносливой относительно влияния краткосрочных изменений денежной массы. Были спекуляции, но несмотря на спекулятивные атаки, все таки вышли на современный уровень интеграции преимущественно за счет эффективного функционирования общих еврейских учреждений. А именно, Европейского валютного института, Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ).
Все это дает возможность сейчас выполнять рекомендации относительно роста денежной массы, исходя из таких предположений:
— Рост средневзвешенного индекса потребительских цен (СИСЦ) относительно предыдущего года в валютном соотношении евро должны составлять меньше 2%;
— Темп роста реального ВВП должны находиться между 2 и 2,5% на год;
— В среднесрочной перспективе скорость оборота должна сокращаться приблизительно на 0,5 – 1 % ежегодно.
Следует отметить, что прямая выгода от ликвидации расходов страхования на случай потерь от курсовых колебаний ( а именно — за счет внедрения единой валюты) и от ликвидации транзакционных расходов во взаимодействии с плюсами экономического союза должны содействовать в долгосрочном периоде прироста инвестиций и вместе с тем предоставлять приложению, косвенные преимущества.
Например экономика Бельгии, Люксембурга, Дании и Ирландии, чьи валюты не часто используются как международное платежное средство, выиграли относительно большего от ликвидации этих расходов. Заметим, что выигрыш этих стран оценивается до 0,9% ВВП. Кроме этого, возникает экономия расходов и времени при международных расчетах. А именно для нас главное – единая валюта содействует уменьшению внутренних расходов предприятий при условиях держания денежной наличности в области бух учета и при страховании валютных рисков в международных операциях, а это мощнейшее обоснование необходимости создания промышленно-финансовых групп.
Вообще уменьшения расходов на валютные операции и страхование от курсовых колебаний оценивается Комиссией ЕС больше 0,5% ВВП на год или, соответственно, 1319 млрд. евро для всего ЕС; для небольших стран-участниц – до 1% ВВП. Учитывая это, можно выделить определенные принципы монетарной интеграции для стран – новых членов.
1. Параллельность номинальной и реальной конвергенции. Благодаря приспособлению своей экономики к соответствующим структурным реформам ЕС страны кандидаты будут ускорять процесс экономического наверстывания. Вследствие этого уровень жизни в этих странах возрастающими темпами будет приближаться к уровню ЕС (реальная конвергенция).
2. Направление странами-кандидатами их денежной политики на достижение и обеспечение стабильности цен.
3. Безупречное функционирование банковской системы.
Это то, что сделал Европейский Союз в направлении ускорения интеграционных процессов в монетарной сфере, которая стала стержнем успешной политики объединения всех стран Европы.