Успех реализации многих реформ существенно зависит от их понимание всеми слоями населения, а затем образовательная компонента любого экономического процесса в значительной мере определяет одобрение (или неодобрение) обществом тех трансформационных сдвигов, которые будут определять его перспективы развития. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в Евросоюз, принятие их интеграционных приоритетов в разных структурах ЕС довольно четко очертило проблему осведомленности и форм организации ЕС.
Определение приоритетов социально-экономического развития, стратегических направлений сотрудничества новых стран с другими государствами в условиях глобализации требует от общества определенного уровня осведомленности относительно интеграционных процессов, прежде всего континентальных; принятие европейских ценностей и стандартов жизни. В таком ракурсе становится актуальным вопрос формирования соответствующего уровня культуры (экономической, в частности) общества, а следовательно, каждого гражданина, основой которой являются мотивы (главный – личный интерес) и стимулы (мощнейший – улучшение материального благосостояния и увеличение доходов) экономической деятельности. Формирование определенной системы ценностей, социальных норм и моделей поведения, которые базируются на мотивах и стимулах деятельности, происходит путем обучения и воспитания личности, которые, в свою очередь, являются составными образования. Итак, система образования становится отправной точкой, которая позволяет сформировать мировоззрение и компетентность того, кто учится, а также развить его познавательные привычки и творчество.
Любые знания остаются лишь определенным объемом информации, если человек их не применяет в практической деятельности. Научить человека учиться продуктивно: анализировать, проверять, обобщать, строить собственные заключения, — думать; сделать учебный процесс полезным и, вместе с тем, интересным, направленным и развитие познавательных способностей учеников/студентов, – задача для педагогов. Методика преподавания экономических дисциплин должна отличаться своей практической направленностью, гибкостью, нацеленностью на получение конечного результата и развитие основных черт экономического мышления: научности, реалистичности, конструктивности и направленности на решение экономических задач, масштабности, системности, креативности и инновационности.
Именно на этих принципах построенная предложенная дидактическая модель преподавания « Вступление в европейскую интеграцию». Институционное построение и формы организации деятельности Европейского Союза — является довольно важной темой для понимания целей, принципов, основ политики и особенностей сотрудничества стран членов Евросоюза. Она дает ответы на вопрос относительно сфер деятельности в рамках ЕС, полномочий и функций наднациональных структур Евросоюза и процедур «принятие решений» . Сформированные знания и умения позволят углубить понимание процессов интеграции и сотрудничества в пределах Европейского Союза.
Учебная цель занятия: сформировать понимание институционной структуры Европейского Союза: состава органов, учреждений и вспомогательных органов; их основных функций, полномочий и сфер деятельности, — путем применения специально разработанных методических приемов, направленных на развитие критического и творческого мышления учеников.
Данная цель достигается с помощью реализации таких задач:
— актуализировать и обобщить предварительно получении знания относительно основных факторов и этапов развития процесса европейской интеграции;
— обосновать суть модели институционного устройства ЕС и определить особенности и характер связей между ее составными;
— осуществить анализ основных полномочий, сфер деятельности, процедур принятия решений и объяснить каким образом в ЕС принимаются решения.