Рассматривая группу факторов, которые характеризуют параметры грузовых автомобилей, для анализа можно выделить следующие подгруппы:
— подгруппа факторов, которая определяет технические характеристики грузовых автомобилей;
— подгруппа факторов, которая определяет эргономичные характеристики грузовых автомобилей.
К подгруппе факторов, которые определяют технические характеристики грузовых автомобилей, можно отнести следующие:
— длина автомобиля;
— ширина автомобиля;
— удельная мощность двигателя;
— полная масса автомобиля;
— рабочий объем двигателя;
— грузоподъемность автомобиля;
— пробег автомобиля.
К подгруппе факторов, которые определяют эргономичные характеристики грузовых автомобилей, можно отнести:
— отношение стоимости нового автомобиля к его снаряженной массы;
— отношение текущей стоимости автомобиля к его снаряженной массы.
Стоимость нового транспортного средства определяет затраты на его эргономичное обеспечение. Текущая стоимость автомобиля определяет степень износа всех агрегатов, которые могут влиять на условия управления автомобилем. Однако, стоимость грузового автомобиля зависит также от его массы. Поэтому целесообразно рассматривать не просто стоимость, а ее отношение к снаряженной массе.
К группе технологических факторов можно отнести:
— длину маршрута;
— время движения на маршруте;
— коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Длина маршрута и время движения на маршруте определяют продолжительность прохождения автомобиля по дорожной сети. Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля влияет на скорость движения.
К группе факторов, которые характеризуют водителя, можно отнести следующие:
— возраст водителя;
— водительский стаж;
— пол водителя;
— состояние водителя;
— тип нервной системы.
К группе факторов, которые характеризуют водителя при выполнении разгрузочных работ, можно отнести:
— возраст водителя;
— стаж водителя;
— тип нервной системы;
Возраст водителя и тип нервной системы определяют продолжительность фаз функционального состояния водителя. Стаж водителя может определять автоматизм действий, выполняемых при загрузке-разгрузке. Пол водителя может учитывать физиологические особенности организмов мужчин и женщин. Однако, в подавляющем большинстве случаев на грузовых автомобилях работают мужчины. Вследствие этого, в исследованиях водители-женщины не рассматриваються.
Если загрузку осуществляют с привлечением грузчиков или средств механизации, на состояние водителя влияют такие факторы:
— время маневрирования;
— время ожидания загрузки-разгрузки;
— время оформления документов.
В случае выполнения разгрузочных работ водителем, можно оценить затраты работы на выполнение этих работ.
Как оценивающие показатели затрат работы можно использовать следующие:
— масса единицы груза;
— количество перемещенного груза;
— расстояние перемещения груза.
Однако, эти три показателя определяют время работы водителя при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Время маневрирования относится к параметрам организации работ и также влияет на водителя.
Однако, этот элемент технологического процесса по своей сути с таким элементом, как движение на маршруте между пунктами загрузки разгрузки. Поэтому, при исследованиях данный элемент технологического процесса был отнесен к общему времени движения.
Время ожидания также влияет. Однако, на протяжении это времени он не выполняет никаких действий, то есть затраты работы на выполнение этого элемента технологического процесса отсутствуют. Согласно своим физическим содержанием данное время аналогичное времени перерыва, когда водитель также не выполняет никаких действий.