Социальная Европа базируется на пяти основах. Первым основанием являются ценности. Имеем берем во внимание солидарность и социальную сплоченность, свободу передвижения, равенство шансов и отсутствие дискриминации, общий доступ к образованию и медицинскому обслуживанию, а также постоянное социальное и экологическое развитие и социальный диалог. Очевидно, что в разных странах есть разные традиции, они по-разному реализовываются, однако ценности как такие разделяют все государства ЕС.
Вторым основанием является европейское законодательство. В Европе созданные обязательные минимальные стандарты, которые касаются собственно условий работы, свободы передвижения наемных работников, одинакового отношения к женщинам и мужнин, здравоохранения и безопасности на рабочем месте а также преодоление дискриминации. Европейское регулирование привело к ощутимому улучшению во многих странах ЕС и предотвратило социальный демпинг.
Третьим основанием является солидарность со странами членами ЕС или регионами, которые характеризуются определенной отсталостью в развитии и нуждаются в поддержки. Эту солидарность воплощают в себе структурные фонды.
Так, например, Европейский социальный фонд уже 50 лет содействует улучшению квалификации работников, повышению конкурентной способности предприятий и улучшает доступ дискриминированных групп к рынку работы. Ныне Евросоюз ежегодно выделяет Социальному фонду более 10 миллиардов евро, который составляет 10% его бюджета и обеспечивает поддержку в течение года
Четвертым основанием является социальный диалог. Еврокомиссия предоставляет диалог между работодателями и работниками большого значения. Последним решением в межотраслевом социальном диалоге есть согласия в деле преодоления насилия и домогательство на рабочем месте. Кроме этого, Еврокомиссия имеет задачу содействовать социальному диалога.
Пятым основанием является координация национальных политик в тех сферах, в которых ЕС не может действовать на законодательном уровне. Это основание, которое кое-кто называет “мягким законом”, сформировалась в последние годы. В политике занятости существует даже договорная основа.
Начиная с 2000 года, государства-члены ЕС распространили так называемый Метод открытой координации на другие сферы: борьбу с бедностью, пенсионную политику, а также здравоохранение и уход за людьми преклонного возраста. Метод открытой координации на самом деле служит, чтобы государства-члены ЕС совместно ставили себе определенные цели в соответствующей сфере политики и проводили оценивание страны, в рамках которого сравнивали бы свои прогрессы и тем самым стимулировать себя к дальнейшим действиям и учились друг у друга. Эта концепция требует наработки сравнительных и взаимообусловленных индикаторов, чтобы следить за прогрессом, осуществлять оценивание, или же – как в случае с политикой занятости – наработка основных рекомендаций для действий. Еврокомиссия играет в этих процессах активную роль.