Если мы говорим о этике и морали чиновников, следует вспомнить, вообще, о происхождении государственной службы, как специфического вида деятельности, направленного на воплощение политики государства и реализации, от ее имени, основных социальных и политических программ среди граждан. Историки ищут основы формирования госслужбы в истоках становления государства, как общественно-политического учреждения.
Скажем, в ХХ столетии до нашей эры в Древнем Шумере состоялось первое восстание за социальную справедливость против государственного аппарата, там же появились зародыши двухпалатного парламента и этических правил госслужбы. Древняя Греция и Давний Рим играли большую роль в более фундаментальном формировании этики государственной службы, как прообраза управленческой элиты современных капиталистических государств. Именно там подвергалось анализу природа власти, в философии зарождаэтся и приобретаэт понятия «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права». Существенное влияние на формирование понятия общественной этики вызвали и исторические реалии формирования госслужбы в той или другой стране.
Например, немецкий философ Освальд Шпенглер, еще в начале ХХ столетие уже нашей эры, очертил культуру происхождение морали:
«Существует столько же моралей, сколько и культур, не больше и не меньше… Отдельный человек может совершать морально или неморально, делать «добро» или «зло», исходя из своей культуры, но теория ее просто задана заведомо. У каждой культуры есть свой собственный масштаб, срок действия которого начинается и заканчивается вместе с ней. Общечеловеческой морали не существует».
Испокон веков нам присущи были: сочувствие, доброта, сердечность, совесть, чувство справедливости. За столетия эти понятия определенной мерой нивелировались и испытали деструктивных влияний вследствие братоубийственных войн, социальных катаклизмов. Становление нашей государственности в конце характеризуется бескомпромиссной политической борьбой за власть, образованием мафиозно- олигархических группировок, пренебрежением политическими правами и свободами граждан.
Интересно, что среди причин такого состояния дел часто называют значительное распространение коррупции в государстве и обществе. Как отмечает в своей книге «Коррупция – коррозия власти» исследователь этого явления Николай Мельник:
« В конкретных коррупционных проявлениях, как в зеркале, находит отображение психология конкретных индивидуумов, в коррупции как социально-политическом явлении отбивается психология социальных групп и всего общества».
Коррупция не может существовать вне границ власти
Производным моментом коррумпированных отношений является наличие в субъекта коррупции властных полномочий. Как заметил один из исследователей, «власть коррумпирует, а абсолютная власть коррумпирует абсолютно…». В абсолюте собственной безнаказанности власть запустила щупальца коррупционного спрута в каждую общественную область. «Сейчас дошло до того, что почти никакой вопрос, который органы государственного управления разного уровня на основании действующего законодательства должны решать согласно заявлениям граждан в их пользу, не решается без прямого или закамуфлированного взяточничества. Но и взяточничество – это только один вид преступной деятельности, который нарушает права и свободы граждан, при чему возбуждается не только относительно конкретных граждан, а даже относительно общих интересов народа, поскольку как из социально-экономической точки зрения, так и с моральной отрицательно влияет на положение страны в целом».