Моральный срез политической управленческой деятельности

Ноя 24, 2012

Если мы говорим о этике и морали чиновников, следует вспомнить, вообще, о происхождении государственной службы, как специфического вида деятельности, направленного на воплощение политики государства и реализации, от ее имени, основных социальных и политических программ среди граждан. Историки ищут основы формирования госслужбы в истоках становления государства, как общественно-политического учреждения.

Скажем, в ХХ столетии до нашей эры в Древнем Шумере состоялось первое восстание за социальную  справедливость против государственного аппарата, там же появились зародыши двухпалатного парламента и этических правил госслужбы. Древняя  Греция и Давний Рим играли большую роль в более фундаментальном  формировании этики государственной службы, как прообраза управленческой элиты современных капиталистических государств. Именно там подвергалось анализу природа власти, в философии зарождаэтся и приобретаэт  понятия  «власть», «взаимодействие с обществом», «роль права». Существенное влияние на  формирование понятия общественной этики вызвали и исторические реалии формирования госслужбы в той или другой стране.

Например, немецкий философ Освальд Шпенглер, еще в начале  ХХ столетие уже нашей эры, очертил культуру происхождение морали:
«Существует столько же моралей, сколько и культур, не больше и не меньше…  Отдельный человек может совершать морально или неморально, делать «добро»  или «зло», исходя из своей культуры, но теория ее просто  задана заведомо. У каждой культуры есть свой собственный масштаб, срок действия  которого начинается и заканчивается вместе с ней. Общечеловеческой морали не существует».

Испокон веков нам присущи были: сочувствие, доброта, сердечность, совесть, чувство справедливости. За столетия эти понятия определенной мерой нивелировались и  испытали деструктивных влияний вследствие братоубийственных войн, социальных катаклизмов. Становление нашей государственности в конце  характеризуется бескомпромиссной  политической борьбой за власть, образованием мафиозно- олигархических группировок, пренебрежением политическими правами и свободами граждан.

Интересно, что среди причин такого состояния дел часто называют значительное  распространение коррупции в государстве и обществе. Как отмечает в своей книге  «Коррупция – коррозия власти» исследователь этого явления Николай Мельник:
« В конкретных коррупционных проявлениях, как в зеркале, находит отображение психология конкретных индивидуумов, в коррупции как социально-политическом явлении отбивается психология социальных групп и всего  общества».

Коррупция не может существовать вне границ власти

Производным моментом коррумпированных отношений является наличие в субъекта коррупции властных полномочий. Как заметил один из исследователей, «власть коррумпирует, а абсолютная власть коррумпирует абсолютно…». В абсолюте собственной безнаказанности  власть запустила щупальца коррупционного спрута в каждую  общественную область. «Сейчас дошло до того, что почти никакой вопрос, который  органы государственного управления разного уровня на основании действующего законодательства должны решать согласно заявлениям граждан в их пользу,  не решается без прямого или закамуфлированного взяточничества. Но и  взяточничество – это только один вид преступной деятельности, который нарушает права и свободы граждан, при чему возбуждается не только относительно конкретных граждан, а даже относительно общих интересов народа,  поскольку как из социально-экономической точки зрения, так и с моральной отрицательно влияет на положение страны в целом».